Пост опубликован: 10.08.2012

Прямая перегонка нефти

Для фракционированной перегонки нефти применяются так называемые трубчатые установки непрерывного действия, о которых уже говорилось, при описании процесса переработки каменноугольной смолы. В этих установках нефть нагревается в трубах змеевиков печи, сначала в конвекционной, а затем в радианной ее части, до заданной температуры 320-350° С.
Вследствие больших скоростей прохождения нефти по трубам (выше 3 мсек) время ее пребывания и печи незначительно, поэтому и потери нефти, связанные с термическим разложением, -значительно ниже, чем при перегонке в старых кубовых установках.
В настоящее время применяются еще более совершенные беспламенные трубчатые печи конструкции Бахтиярова и др., в которых тепло излучают нагретые до 1100-1200° С стены печи, что обеспечивает еще более равномерный обогрев поверхности труб, а следовательно и продукта.
Из трубчатой печи нефть в парожидкостном состоянии подается в ректификационную колонну, подобную изображенной. В колонне происходит фракционирование нефти. Нередко перегонку осуществляют в две ступени в атмосферно-вакуумной установке, принципиальная схема которой изображена «. Установка состоит из двух трубчатых агрегатов. В первом из нефти отделяют легкие фракции при атмосферном давлении, а остаток мазут подвергают фракционированию под вакуумом для снижения температуры кипения тяжелых составных частей и уменьшения потерь от их разложения.
Сырая нефть насосом 5 подается через теплообменники 6, в 12, 13, где подогревается до ПО-150° С, а затем в трубчатой печи до 320° С, и поступает в среднюю часть нижней секции первой ректификационной колонны 3. Здесь происходит испарение и отделение образовавшихся паров от жидкой части — мазута. Пары, поднимаясь вверх, делятся на фракции, которые отбираются из соответствующих секций колонны: легкий газойль, керосин, лигроин. После охлаждения в холодильниках фракции стекают в сборники. Бензин уходит из колонны в парообразном
Выстоянии и поступает сначала в теплообменник 6, через который проходит сырая нефть, а затем в холодильник 7, отстойник, где отделяется от воды, и в сборник 8. Часть бензина возвращается в колонну в виде флегмы для конденсации паров высококипящих фракций, движущихся вверх, что улучшает качество отбираемого бензина. В нижнюю часть колонны подается острый пар, который, через слои жидкости на тарелках, увлекает с собой легкокипящие углеводороды и приносит тепло, необходимое для испарения этих фракций (часть тепла выделяется за счет конденсации более тяжелых фракций). Кроме того, в присутствии пара снижается температура кипения составных частей нефти.
Мазут, вытекающий из первой колонны нагретым до 275- 277° С, подается насосом в вакуумную часть трубчатой установки, подогревается до 425° С в печи 2 и поступает в среднюю часть нижней секции вакуумной ректификационной колонны 4.
В нижнюю часть колонны подается перегретый пар. Отделившиеся от жидкой части пары, поднимаясь вверх, делятся на фракции цилиндрового, машинного и веретенного масел. После охлаждения эти фракции собираются в соответствующие сборники. Тяжелый газойль уходит из колонны в виде паров, проходит теплообменник 9, где охлаждается за счет поступающей сырой нефти, затем конденсатор 10 и отстойник 11, в котором отделяется вода. Часть газойля возвращается в виде флегмы в колонну, часть направляется в сборник. Из низа колонны уходит жидкий остаток — гудрон.
Выход и качество получающихся фракций зависят от состава перерабатываемой нефти.
Полученные при такой перегонке нефти легкие и тяжелые Фракции подвергают очистке от примесей сернистых, кислородсодержащих и ненасыщенных соединений, которые обладают свойствами и способностью, вследствие чего продукты темнеют.
Очищенные дистилляты представляют собой уже товарные продукты. Легкие дистилляты — различные виды моторного топлива:
1) для карбюраторных двигателей — бензин, лигроин, керосин,
2) для дизельных — газойль, соляровые дистилляты;
3) для реактивных двигателей- фракции керосина. Тяжелые дистилляты, полученные при перегонке мазута, представляют собой смазочные масла, которые в зависимости от области применения подразделяются на индустриальные, машинное и др.; для двигателей внутреннего сгорания — авиационные автолы и др.; трансмиссионные; турбинные; компрессорные; для паровых машин -цилиндровые; масла особого назначения.
Бензины, полученные прямой перегонкой нефти, в зависимости от состава имеют октановые числа 50-78. Этилирование позволяет повысить октановые числа бензинов до 87-95.

/> />

Читайте так же:

    Комментарии запрещены.