Пост опубликован: 06.03.2015

Квантово-химическое изучение

К сожалению, отсутствуют данные, которые могли бы подтвердить этот прогноз. Имеется лишь информация о влиянии заместителей в параположении С (6) фенильного кольца трифенилвердазила на его донорно-акцепторные свойства.

Относительные изменения констант СТВ на атомах азота несколько более чувствительны к влиянию заместителя во втором (четвертом) положении, чем аналогичного заместителя в шестом положении гетерокольца вердазила.

Следует отметить также большую передачу спиновой плотности с гетерокольца на заместители во втором (четвертом) положении, особенно если они проявляют акцепторные свойства.

Для заместителей в шестом положении по полученным данным должна наблюдаться обратная зависимость, однако экспериментальных данных пока нет. Проведенные квантово-химические расчеты вердазильных радикалов и их производных важны для предсказания химических свойств этих соединений, а также кинетической стабильности других свободных радикалов.

Одной из наиболее важных характеристик свободных радикалов является их стабильность, рассматриваемая в термодинамическом и кинетическом аспектах.

К стабильным радикалам относятся многие нитроксилы, гидразилы, нитронилнитроксиды, феноксилы и некоторые другие радикалы, в том числе вердазилы.

Большая устойчивость перечисленных свободных радикалов объясняется несколькими факторами, к которым относятся пространственные (связанные с наличием в радикалах объемистых заместителей, затрудняющих реакции диспропорционирования или димеризации), а также делокализация не спаренного электрона по ряду центров.

Последняя приводит к понижению спиновой плотности на реакционном центре, уменьшая таким образом возможность протекания различных радикальных реакций.

Недавно обнаружен новый тип делокализации не спаренного электрона (с разрывом связей), обусловленной вырожденной таутомерией в свободных радикалах (аналогично вырожденной таутомерии молекулярных систем).

style=""/>